УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

А вы помните жуков в рычаге, плетеные рули и наклейки SU? Фото

А вы помните жуков в рычаге, плетеные рули и наклейки SU? Фото

В стране, укрытой от всего мира "железным занавесом" работали все. И именно поэтому производительность была так высока, что любая другая страна отставала от нас по производству высококачественных товаров для населения, лет на 10.

Мы так искренне думали тогда.... Советский автопром работал на полную мощность, выполняя и перевыполняя план правительства и выдавая "на гора" каждодневно сотни новеньких автомобилей.

И они маленькими ручейками вытекали из распределительных баз, пополняя (ещё маловодные) автомобильные реки этой страны. Работающие люди становились на очередь за таким автомобилем на своём родном предприятии и по истечении каких то 8-10 лет становились его обладателем.

Машины были очень простые и надёжные. Из-за этого его обладателю ничего не оставалось делать, как протирать её тряпочкой да раз в год менять масло. Одна от другой отличались только окраской. Вобщем было скучно...

Но внимательные автомобилисты недолго терпели такое положение дел. Они стали замечать, что автомобили на плакатах Соавтоэкспорта, выглядят несколько иначе. Да ещё моряки, привозящие советские машины из стран соцлагеря, чувствуют себя на голову выше всех остальных.

А тут и спортсмены, выезжающие за рубеж, зажигают на диковинных ладах. Тоесть люди удивлялись, но ещё не понимали - что это. Начиналось движение, захлестнувшее очень быстро всю страну и только ленивый не примкнул к нему.

И имя это движение получило - тюнинг. Тупо, без какого намёка на перевод, от английского tuning, что значит настройка, наладка. И хотя само название пришло намного позже из-за границы, сам процесс перестройки и наладки своего авто уже пошёл.

В 70-е появился в Литовской ССР заводик, который переделывал серийные ""Лады" под нужды спортсменов.

Вильнюсская фабрика транспортных средств (VFTS/ВФТС) серьёзно занималась с двигателями, трансмиссией и как следствие (вынесенные колёса) - начала устанавливать стеклопластиковые расширители арок.

Колёсные диски были сильно вынесены наружу и "гражданским" это сильно приглянулось. А так как достать такие спортивные диски могли лишь единицы, начали мудрить. Вырезали из жигулёвского диска середину и смещая её внутрь, вновь приваривали.

И это ещё пол беды - некоторые разрезав ещё и сам обод посередине на 2 части, вваривали между двумя этими обручами третий, отрезанный от корпуса домашнего газового баллона. "Крутизна" такого тюнингового диска регулировалась шириной этого газового обруча (от 5 до 10см).

Затем натянув на диск обычную резину с камерой, её раздували до максимально возможных размеров. Конечно, лишне говорить, что такие диски не балансировались (и аппаратов-то было ненайти), и не били.

Но народ всё равно хватал такие новшества для своих коней.

ПРОЗРАЧНАЯ РУЧКА НА РЫЧАГЕ КПП

Внутри “стекляной” ручки может быть цветок, машинка или жук, реже встречались черепа, пауки или медвежьи лапы. В детстве меня завораживала (неслабо доставляла) ручка, с крохотным старинным фаэтоном внутри, у какого-то родственника. Делал эти насадки отечественный производитель - заключённые из колоний общего режима.

УКРАШЕНИЯ ИЗ КАПЕЛЬНИЦ

К таким гуманитарным деталям салона ещё можно отнести чёртиков, рыбок и других животных и человечков, болтавшихся на салонных зеркалах заднего вида, выполненых людьми подолгу лежащими в больнице и от скуки плетущими этих зверьков из капельниц и шприцов.

Ну посудите, чем ещё было заниматься больному чтоб не свихнуться, когда ни интернета ни мобильников ни телевизоров в больницах не было. И если бы не автомобилисты, благодарно принимающие эти поделки, просто не знаю, что бы было с больными.

КЛАКСОНЫ С МЕЛОДИЕЙ

вместо стандартного сигнала ставили редко, поскольку такое удовольствие было не из дешёвых. Включали его часто без повода по нескольку раз подряд, что раздражало окружающих. Купить можно было за границей, например в Польше, Венгрии или ГДР, поэтому такой модифицированный сигнал сразу говорил окружающим о высоком статусе владельца.

ОПЛЁТКА РУЛЯ

Часто можно было встретить у многих владельцев. Кстати, чаще всего она была у владельцев ВАЗов - руль у этих моделей был очень скользким, поэтому оплетка помогала крепко держать баранку в руках. Делалась она вручную из использованных капельниц, разноцветных телефонных проводов, а в крайних случаях - просто наматывалась изолента синего цвета.

ЛЮКИ

Кондиционеры на отечественные авто устанавливал только ЗиЛ, на свои фуры перевозящие мясо. И народ начал ковырять дырки в крыше... Несколько заводиков выпускали стеклянные люки для установки в авто, но их мощностей нехватало чтоб обеспечить всех страждущих.

И люки были очень большой редкостью. Может именно поэтому их обладатели старались ездить всегда с открытым люком, чтобы подчеркнуть свою крутость.

КАТАФОТЫ И МОЛДИНГИ

Действительно приносили пользу в ночное время суток, отражая свет фар. Молдинги крепились на водительские и пассажирские двери, сигнализируя приближающимся автомобилям об их открытии. Катафоты крепились либо на задние брызговики по две-три штуки на каждый, либо привинчивались вообще по всему периметру автомобиля - чем больше, тем круче.

НАКЛЕЙКА С БУКВАМИ SU

Предлагались каждому отечественному авто, выезжающему за границу, а клеили их все подряд, даже те, кто не выезжал никогда, как бы демонстрируя, что владелец побывал за "железным занавесом". Существовал даже металлический вариант этой наклейки, который крепился двумя болтами.

НАКЛЕЙКИ, ПЕРЕВОДИЛКИ

Да, были такие, переводилки с картона. Их нужно было подержать в горячей воде, а после аккуратно сместить на деталь салона автомобиля. Часто в салоне можно было встретить овальную наклейку с изображением Аллы Пугачевой или голой Самантой Фокс. К слову, гуру автомобильной культуры СССР, журнал “За рулем” всячески не одобрял такой тюнинг.

МАССАЖНЫЕ НАКИДКИ

Сделанные из деревяных роликов накидки служили украшением передних сидений и одновременно помогали затекшей спине.

МОХНАТЫЕ ЧЕХЛЫ ДЛЯ СИДЕНИЙ И МОХНАТЫЕ РУЛИ

Розовые чехлы похожие на косматого мишку, были особым шиком на жигулевских сидениях.

ПОДУШКИ ПОД ЗАДНИМ СТЕКЛОМ

Эти элементы носили как эстетический характер, так и практическую составляющую. На подушках спали, во время ночевок на берегу реки, а мяч - главный снаряд, для игры в пляжный волейбол.

КОЗЫРЁК ОТ СОЛНЦА ПО ВСЕЙ ШИРИНЕ ЛОБОВОГО СТЕКЛА

Обычно из синего оргстекла, с наклейками “АВТОРАЛЛИ”, “LADA”, “AVTOSPORT” и т.д.

ЦВЕТНЫЕ ПЛЕНКИ

Кто мотался за кордон мог привести для себя и своих родственников цветные плёнки устанавливаемые под лобовое стекло. Странно, но в стране эти плёнки вроде как не выпускались, но были почти у всех.

И вот за границей их был большой выбор с надписями Sport, Avtoexport, Lada, Мoskvich, Rodeo. Были и просто тонирующие верхнюю часть стекла в зелёный, синий или красный цвета.

БАХРОМА

Более тонкие ценители красоты и уюта не опускались до банальной плёнки, а вешали под стекло дорогую бахрому с отслужившего свой век старого ковра. Трудно сказать насколько сильно эта деталь интерьера спасала от солнца, но внимание других участников движения, привлекала.

МОНЕТЫ МЕЖДУ СТЕКЛОМ И УПЛОТНИТЕЛЕМ

Также вспоминаются пятикопеечные монеты воткнутые между стеклом и резиновым уплотнителем. Сложно объяснить присутствие этой опции..., деньгами тогда никто не сорил и не хвастался.

Предположу что это необходимость вызванная старением резинки её растяжкой и как следствие попаданием дождя в салон... Ну а зачем ещё? В общем лобовое было надёжно оттюнинговано.

«ЖАЛЮЗИ» ОТ СОЛНЦА

Сейчас сложно определить откуда впервые появилась деталь похожая на жалюзи и охранявшая салон от солнца со стороны багажника, но появилась сразу по всей стране, как чума....

Вот эта деталюшка так пришлась повкусу народным тюнингёрам, что когда в городах стали появляться народные умельцы и стеклопластик стал завоёвывать всё больше поклонников, её можно было встретить на каждом третьем затюненном авто.

Кстати, хочется отметить что весь появляющийся тогда в стране тюнинг(в отличие от сегодняшнего) имел впервую очередь практичные цели-дополнить машину тем, что не дал завод, а уж второстепенно-красота.

УГОЛКИ НА БОКОВЫЕ СТЕКЛА

А вот боковые стёкла долго были незащищены. Пока кто-то не придумал вырезать уголки из разноцветного прозрачного оргстекла и подсовывать их под резинку подъёмных стекол. Внизу виден более "полный комплект".

Присутствует и уголок и плёнка. Релинги пришли намного позже, как и сплошные окна без форточек. Пока их небыло некоторые форточки также заменялись на цветное оргстекло.

ПРОТИВОТУМАННЫЕ ФАРЫ

Заводом-изготовителем не поставлялись, поэтому приобретались отдельно, а после правильной установки иногда даже выглядело симпатично. Существовало целых две формы: круглые и квадратные с белым или желтым цветом.

Особым шиком считалось залить в обычные фары тормозную жидкость БСК, которая меняла привычный желтоватый цвет на розовый, что в купе с "противотуманками" создавало просто адский вид.

ИГРУШКИ НА ФАРКОПЕ

На фаркоп, чтобы он не ржавел, надевали теннисные мячики, головы игрушек: хрюшек-пищалок или кукол. Некоторым даже удавалось надеть на фаркоп всю куклу.

РЕЗИНОВЫЙ АНТИСТАТИК

Крепился под бампером, чаще сразу два - для красоты. Достать можно было исключительно в кооперативе. Кстати, ставят до сих пор, поскольку он заземляет статическое напряжение с кузова автомобиля.

Но это все цветочки по сравнению с тюнингом по-пакистански.

Читайте также о фантастических и уникальных советских автомобилях. Фото

По материалам fobus.nanolv.com, auto.tochka.net, yaplakal.com

А вы помните жуков в рычаге, плетеные рули и наклейки SU? Фото