УкраїнськаУКР
EnglishENG
PolskiPOL
русскийРУС

Бензин в Украине: дорого и некачественно!

1,2 т.
Бензин в Украине: дорого и некачественно!

С начала ноября цены мирового рынка на нефть продолжили рост, установив несколько исторических рекордов. В частности, стоимость сырья на ведущих нефтяных биржах сначала достигла отметки 94 доллара за баррель, а затем – и $96/барр. Таким образом, в течение 2007 года нефтяные котировки значительно превысили предыдущий исторический максимум – 82 долларов (с поправкой на инфляцию) за баррель в 1980 году после победы исламской революции в Иране.

Прогнозы на будущее неутешительны – нефть будет только дорожать, вопрос только в том, какими темпами. Учитывая нежелание ОПЕК добывать больше нефти, аналитики считают, что на пути цен к уровню 100 долларов за баррель почти нет преград, это просто вопрос времени.

Средние мировые цены на нефть:

Период2004 г.2005 г.2006 г.2007 г.

$ за баррель45-5555-6065-7070-85

За колебаниями мировых цен на нефть отныне придется внимательно следить и украинским автолюбителям. Хотя стоимость бензина и дизтоплива на нашем рынке не привязана напрямую к нефтяным котировкам на мировых рынках, тем не менее, динамика удорожания топлива в Украине в целом отвечает общемировым тенденциям. Впрочем, помимо объективных факторов, на стоимость нефтепродуктов в нашей стране влияют и субъективные. Автомобилисты, скрепя сердце, готовы смириться с тем, что бензин в Украине дорожает из-за повышения мировых цен на нефть, однако очень недовольны, что также приходится переплачивать за "политические игры", нерасторопность правительства и спекуляции нефтретрейдеров. Увы, на протяжении последних лет "бензиновые кризисы" на нашем рынке повторяются настолько прогнозируемо-неибежно, что это наводит на подозрения об их искусственной природе.

{*photo1*}

В нынешнем году – очередной резкий скачок, и снова, никакие меморандумы между правительством и нефтяными компаниями не могут остановить рост цен. В октябре 2007 г. цены на бензин выросли на 5%, на дизельное топливо – на 11%. Видя, что ценовая ситуация на рынке нефтепродуктов опять выходит из-под контроля, Кабмин заявляет, что будет осуществлять интервенции для сдерживания роста цен на ДТ и бензин.

Однако в то, что правительству удастся совладать с ценами не верит никто. До сих пор подобные попытки контролировать ситуацию имели лишь временный успех, общая же динамика стоимости топлива в Украине ни увещеваниям, ни угрозам правительств не подчиняется.

У правительства нет действенных рычагов влияния на рынок – за многолетними разговорами так и не создан резервный или стабилизационный запас нефтепродуктов, добыча украинской нефти все больше отстает от роста потребления, почти вся нефтепереработка сконцентрирована в собственности российских компаний.

Предложенная правительством в декабре 2006 года формула расчета стоимости горючего (на основе нефтяных котировок Platt’s) в настоящее время фактически игнорируется операторами рынка.

По мнению большинства участников топливного рынка, цена на бензин в Украине будет повышаться и в будущем, пока не достигнет европейского уровня.

Цена и качество

Согласно исследованиям, проведенным международной компанией GTZ летом 2007 года, в Украине бензин стоит дороже (81 цент за литр), чем в большинстве стран СНГ, кроме Узбекистана (85 центов), Грузии (86 центов), Армении (96 центов), и Молдовы (97 центов). Казалось бы, по мировым меркам топливо на наших заправках все еще не слишком дорого, учитывая, что в странах ЕС его стоимость от 1,3 доллара за литр (Польша) до 1,86 доллара (Исландия), а в Турции – почти 1,9 доллара.

Однако следует учесть, что бензин в Украине намного худшего качества. Если Европа уже переходит со стандарта евро-4 к стандарту евро-5, то у нас бензин по своим качественным характеристикам находится между евро-1 и евро-2. Стандарт, аналогичный евро-3, в Украине планируют ввести только с 2011 года.

Пока только два предприятия – ОАО "Линик" и "Лукойл-Одесский НПЗ" (после проведенной реконструкции) - в состоянии выпускать продукцию, соответствующую требованиям Евросоюза. Остальным предприятиям требуется серьезная модернизация и реконструкция, чтобы увеличить глубину переработки до 75%, и выпускать качественные высокооктановые бензины без примесей. Словом, до Евро еще далеко, а сегодня продаваемое на украинских АЗС горючее не отвечает не только европейским, но и украинским стандартам.

Госпотребстандарт по результатам проверок 2006 года выявил злоупотребления в торговле бензином на 70,6% украинских автозаправочных станций. Почти 13% проверенного топлива было вообще забраковано и снято с реализации вследствие несоответствия требованиям ДСТУ из-за заниженного октанового числа, завышения массовых долей бензола и серы, завышенного суммарного содержания ароматических углеводородов и др.

Следует отметить, что до 2004 г. цены на бензин в Украине были одними из самых низких в мире, если не принимать во внимание стоимость топлива в арабских нефтяных монархиях.

Однако в течение 2004 года дизтопливо в Украине подорожало на 66%, бензин А-76 – на 62,5%, А-95 – на 42%. Отечественные цены на бензин выросли вслед за мировыми ценами на нефть, которые увеличились на 29–35%, в том числе на базовую для украинских нефтепереработчиков смесь Urals – на 31,5%.

В июне 2004 года крупнейшие нефтекомпании и правительство Украины договорились зафиксировать цену на бензин марки А-95 на уровне 2,90 гривны за литр. В октябре аналогичной фиксации подверглись остальные марки топлива: бензин А-92 – на уровне 2,75 гривны за литр, А-76 – 2,65 грн., дизтопливо – 2,50 гривны за литр. Действие договоренностей формально прекратилось 1 ноября, однако правительство предложило участникам рынка сохранить их до конца года и в первом квартале 2005 года.

А летом 2005 года разразился наиболее масштабный пока в истории независимой Украины бензиновый кризис: основные марки топлива подорожали сразу на гривну, и даже по этим, невиданным ранее ценам, купить его было проблематично.

Стабилизация цен и насыщение рынка нефтепродуктами произошло лишь к четвертому кварталу, после завершения осенних полевых работ.

Через год оказалось, что и следующее правительство не в состоянии держать под контролем цены на топливо.

В августе 2006 года в ряде регионов стоимость бензина марки Аи95 достигла рекордных высот (5,2 гривен за литр в Донецкой области), в некоторых областях он вообще исчез из продажи.

Преодоление, пусть и временное, очень важной психологической отметки (5 грн./литр – то есть, около 1 доллара) показало, что Украина движется к среднеевропейским ценам на бензин намного быстрее, чем хотели бы этого наши автолюбители.

{*photo2*}

Как свидетельствует эта таблица, за 3 последних года, с конца 2004-го по конец 2007-го, стоимость основных марок топлива в Украине выросла в среднем на 65%, чуть больше – на 70% –выросла цена дизтоплива, и чуть меньше – на 60% – цена бензина А-92. В общем, это коррелируется с динамикой общемировых цен на нефть, которые с 2004-го по 2007-й год выросли примерно на 60%.

Производство

В Украине добывается чуть более 3,3 млн. т нефти, что обеспечивает потребности нефтепереработки для выпуска топлива чуть больше, чем на 20%. Загрузка отечественных НПЗ в большой степени зависит от импорта сырья из Российской Федерации. Если россияне снижают поставки нефти, это сразу же ставит "на колени" нефтепереработку и вынуждает импортировать уже готовый бензин. В 2006-2007 г. в Украину из РФ завозится около 10,7 млн. т нефти, поставки украинской нефти составляют 2,7-2,8 млн. т, всего около 13,5 млн. т.

Мощности 6 украинских НПЗ Украины позволяют перерабатывать около 51 млн. т нефти в год, однако реально их общая загрузка колеблется возле отметки 30%. Один-два завода все время или в ремонте, или на модернизации. Соответственно, несмотря на постоянный рост потребления бензина в стране, его производство не только не растет, а наоборот, сокращается. В частности, в 2006 г. производство бензина снизилось по сравнению с 2005 г. на 16,8% – до 3,9 млн. т, дизтоплива – на 20%, до 4 млн. т. В нынешнем году, благодаря выходу из ремонта Одесского НПЗ, топлива будет произведено чуть больше, чем в предыдущем – 4,3 млн. т бензина, и 4,3 млн. т дизтоплива. Это намного меньше, чем необходимо украинскому рынку.

Потребление и импорт

При просто таки огромных темпах прироста парка легковых автомобилей в стране, быстро растет и спрос на топливо. Особенно в "городах-миллинниках" – на города с населением свыше 500 тысяч человек приходится 50% потребления бензина и дизтоплива на Украине. Если в 2003 году потребление бензина в Украине в 2004 году составило около 5,4 млн. т, дизтоплива – 6,6 млн. т, то уже в 2006 г. общее потребление светлых нефтепродуктов (бензина и дизтоплива) составило около 13 млн. т. В розничных ценах емкость рынка нефтепродуктов Украины уже превысила 8 млрд. долларов в год.

Отметим, что из этого объема примерно 1 млн. т дизтоплива и около 400 тыс. т низкооктанового бензина потребляется агросектором в период проведения весенних и осенних полевых работ. Помимо увеличения количества легковых авто, на несколько процентов в год растет и потребление топлива растущим парком грузовых (коммерческих авто), плюс рост потребления авиатоплива.

Меняется и структура потребления: сокращается использование низкооктановых бензинов А-76 (80), в то время как растет потребление высокооктановых А-94-98. Согласно данным по реализации нефтепродуктов НК "Альфа-Нафта", за 2003-2006 гг. потребление бензина марки А-76 (80) снизилось с 27 до 15%; А-95 - выросло с 15 до 22%; А-92 и дизельного топлива практически не изменилось и составляет 12-14% и 46-44% соответственно. 9 из 10 покупаемых новых автомобилей в стране – это "потребители" бензина от А-92 до А-98, общая же доля потребления высокооктановых марок топлива приближается к 90%.

Итак, доля импортного бензина на нашем рынке все время растет. Если в начале 2005 г. на импортные нефтепродукты приходилось лишь 5-7% розничных продаж, то после введения нулевой ввозной пошлины в Украине и роста мировых цен на нефть структура рынка существенно изменилась. В 2006 году импорт светлых нефтепродуктов составил уже порядка 25% от объема потребления, в 2007 г. этот показатель достигает около 30%.

В 2005 г. в Украину было завезено 1,4 млн. т светлых нефтепродуктов, в 2006 г. – почти 2 млн. т, в нынешнем году будет завезено около 2,2 млн. т, в том числе, около 1 млн. т бензина. Из России импортируется преимущественно низкий октан, из Беларуси – дизель, высокий октан – из Литвы, Румынии, Болгарии и Греции.

Зависимость Украины от импортного бензина будет закрепляться и в будущем. Российская нефть все время дорожает, к тому же россиянам выгоднее поставлять нам уже готовый продукт, нежели сырье для переработки. В условиях, когда увеличить добычу и переработку собственной нефти возможности нет, один или даже два из отечественных НПЗ через несколько могут остаться не у дел.

По прогнозам ряда экспертов, к 2010 году при потребности в светлых нефтепродуктах на уровне 20 млн. т, Украине придется импортировать приблизительно 20 млн. т нефти и около 10 млн. т моторных топлив.

Украинским автолюбителям придется зарабатывать все больше, чтобы позволить себе покупать бензин по европейским ценам, и пересаживаться на экономные машины.

Игорь Егоров

Бензин в Украине: дорого и некачественно!
Бензин в Украине: дорого и некачественно!